[π]
"Поэма" — это название романа. Не романа в стихах, а самого обыкновенного фантастически-приключенческого детектива.
В начале 2000-х мне довелось прочесть большие куски рукописи; какие-то обрывки остались в архивах.
В общих чертах, речь шла о том, как какие-то инопланетяне бродят по Земле в поисках стихотворных строчек,
добывают их правдами и неправдами, превращаются в подобия живых людей — и потом рассыпаются в серый порошок.
Надо это им из чисто практических соображений — правда, понять эти соображения земному обывателю сложно.
Что-то там с изменением уровня связности мира в целом и открытием неисчерпаемых источников энергии.
Башковитый следователь Кучкин распутывает истории с пропажей ценностей, исчезающими трупами, странными катастрофами и т. п.
Ему в помощь — детектив-любитель и его невеста; все вместе выходят на след — и вступают в прямой контакт.
Персонажей много. В одном из них он вывел себя. Некий Ванька-придурок, с детства контуженный, —
так, что ничего толком сказать не может, и лишь выдает время от времени пару строчек в рифму.
Использовались миниатюры со свалки "Неожиданности" (или наоборот, в сборник попадали из романа).
Смышленый старший лейтенант обнаруживает в придурочных высказываниях систему,
и это позволяет отследить действия и поймать неуловимых инопланетян.
К сожалению, огромный текст романа (он существовал только в электронном виде) пропал в катастрофе 2009.
Восстановить все это было, конечно же, невозможно.
Сама поэма никак не называется.
Каким-то чудом уцелели тетрадные листки с наброском первоначального плана.
По каждой части дано ее название и приведены характерные строчки.
На полях прослеживаются вымаранные варианты заглавия ("Идиот", "Поэма ни о чем"...), но окончательного выбора нет.
Бумаги относятся к 1982...1983 году — но явно использованы старые куски, и замысел возник раньше.
Важно, что это не пестрая смесь (как может показаться) — за этим с самого начала стоит железная логика.
Внутри оно было сразу, целиком, — но наружу просачивалось постепенно, многие годы.
Дальше пришлось уподобиться инопланетянам и собирать все по отрывкам.
Бумажки и файлы с предварительными набросками отдельных частей,
иногда довольно длинные фрагменты в старых копиях. Так что нарыть удалось много.
Хотя не все. Например, известно, что части 5 и 6 были практически готовы — но бумажки с черновиками
потеряны где-то в Булонском лесу в июне 2007-го. Возможно, он уже и не пытался их восстанавливать.
По-любому, набор получился внушительный. Если я склеил что-то не так — поправить все равно уже некому.
Судя по объему стихотворного текста, роман должен был быть страниц на тысячу, если не больше...
[π]
Часть 3 — основа и логический стержень всего.
Так сказать, поэма в поэме. Структура известного прототипа воспроизведена один к одному.
Нечто похожее в миниатюре — отраженная версия известного романса.
Из (устных) комментариев автора:
"Это Маяковский в Зазеркалье."
"Соединить с эротической формой совсем не эротическую содержательность..."
"Кто чем любит — а я сердцем..."
Насчет эротики — любимая фраза: тест на пошлость. Как всегда — соединение в каждой строчке разных планов. Например, слова про кровь и хруст костей можно относить не к поэту — а к его любви, и это полностью меняет остальные интерпретации.
Сохранился полный текст 1985 года, аккуратно переписанный — очевидно, предназначался в подарок даме сердца.
Отличия от последующих электронных версий минимальны.
Современный читатель уже не поймет про солнце и горизонт.
А в советское время была такая медная монета, 5 копеек.
По размеру самая большая.
Конкурировать с ней могли только "благородный" (и относительно редкий) полтинник (50 коп.),
да совсем уже нумизматические "юбилейные" рубли.
В Москве пятаки использовались для оплаты проезда в метро и автобусах —
и потому стали бешено популярны. Прямо-таки символ эпохи.
Новенький пятак сиял желто-красным — эдакая солнечность.
Фразеологизмы типа "надраить пятак кому-либо" имели в виду не только
форму поросячьей морды, но и цвет свеженадраенной физиономии.
Здесь явный намек подпорченную морду солнца, уползающего в укромное место.
Плюс, конечно, эротические намеки...
Привет. Через несколько лет после смерти π рискнул залезть в архив.
Нашел папку с восстановленными файлами R-studio.
Внутри, как всегда, куча мусора.
Меня, в основном, интересуют картинки и фильмы.
Но в одном файле .jpg оказалась не картинка, а текст.
По всем приметам, пятая часть.
Записал на место ранее выставленных обрывков.
Старое сохранять не стал: лень возиться, да и отличий почти нет.
Еще пара кусков из того же источника.
На вид, больше ничего и не надо.
Таки не умеют поэты компьютеры уговаривать.
Всем привет!
|